Мы существуем в мире, насыщенном традициями, но немногие задумываются о том, откуда они берутся. Рождество — один из ключевых праздников для христиан. Но какова его истинная история? Католическое оно или православное? Произошло ли оно из Библии или же имеет языческие корни? Каково реальное происхождение омелы, рождественских елок, падубовых венков и традиции обмена подарками?
До XVI века Рождество Христово отмечалось как на Востоке, так и на Западе 25 декабря. Сегодня же православное Рождество празднуется 7 января, на тринадцать дней позже католического. Это различие связано с использованием разных календарей. Юлианский календарь, введённый Юлием Цезарем в 46 году до н. э., хоть и был точным, имел свои недостатки: каждые 128 лет накапливалось «лишнее» время, что приводило к смещениям дат празднования Пасхи.
Художник Элизабет Гудрик-Диллон
В 1582 году Папа Римский Григорий XIII инициировал календарную реформу, в результате которой был введён новый Григорианский календарь, заменивший юлианский. Однако в России к этим изменениям отнеслись скептически, и страна осталась верна юлианскому календарю. Перемены произошли лишь в 1918 году после революции, когда григорианский календарь стал доминировать в гражданской жизни, а церковная традиция осталась неизменной.
Попытка реформы была предпринята в 1923 году на собрании Православных Церквей, где был предложен новоюлианский календарь. Патриарх Тихон поддержал эту инициативу, но многие священнослужители воспротивились переходу.
Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599 – 1660 гг.) "Поклонение волхвов". Написана 1619г.
Интересно, что не только Русская Православная Церковь отмечает Рождество в ночь с 6 на 7 января. С ней празднуют Сербская, Грузинская и Иерусалимская Православные Церкви, афонские монастыри, часть российских протестантов и некоторые католики восточного обряда. В то же время остальные одиннадцать Поместных Православных Церквей мира отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, как и католики, используя новоюлианский календарь, который совпадает с григорианским.
Несмотря на имеющиеся различия, дополнительный день между праздниками не появится в ближайшее время. С 1 марта 2100 года разница между юлианским и григорианским календарями увеличится на один день, и начиная с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что соответствует 25 декабря по старому. Естественно, все остальные непереходящие праздники также сместятся.
Точная дата Рождения Христа, включая месяц и день, остается неизвестной. В прошлом различные секты выдвигали до 136 различных дат для этого события. Согласно одной из теорий, Христос прожил на земле полное число лет, как число совершенное. Это привело к предположению, что зачатие Христа произошло в тот же день, когда Он пострадал — в день Благовещения, который, по некоторым расчетам, совпадает с днем Распятия. В тот год еврейская Пасха, когда Спаситель был распят, приходилась на 25 марта. Если отсчитать 9 месяцев от этой даты, то получаем 25 декабря как дату Рождества Христова.
Эта дата была принята святым Ипполитом в III веке и затем поддержана святым Иоанном Златоустом и блаженным Августином. Таким образом, можно предположить, что дата празднования Рождества Христова соответствует времени его реального рождения.
Федерико Бароччи (1535 – 1612 гг.) "Рождество". Написана в 1597, Прадо, Мадрид.
Согласно другому методу вычисления, дата Рождества определяется через дату зачатия Иоанна Крестителя. Эта дата устанавливается на основе информации о разрушении Иерусалимского Храма и хронологического отсчета, связанного с порядком священнических черед (при богослужении). Это приводит к времени служения череды Авиина, во время которого ангел явился отцу Иоанна Крестителя, после чего и произошло зачатие. В 747 году от основания Рима, то есть за год до предполагаемого Рождения Спасителя, срок служения этой череды приходился на период с 16 по 23 сентября. Если отсчитать 6 месяцев от даты зачатия Иоанна Крестителя (которая выпадает на 24 сентября), получаем дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате еще 9 месяцев, мы определяем дату Рождества Христова (см.: А.В. Иванов. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи (Евангелие от Луки.1:5–25)).
С датой и месяцем Рождества все более-менее ясно, но как обстоит дело с годом? На сегодняшний день год рождения Иисуса Христа считается условным. Его определил римский архивист и монах Дионисий Малый в 525 году, основываясь на периодах правления различных римских императоров и консулов. По его расчетам, Спаситель родился в 754 году от основания Рима. Однако последующая более тщательная проверка показала, что вычисления Дионисия были ошибочными.
Доминикос Теотокопулос известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг.) " Поклонение волхвов". Написана в 1612г.
На самом деле Иисус Христос появился на свет примерно на пять лет раньше, чем указал архивист. Тем не менее, его расчеты легли в основу церковного календаря и с X века стали широко использоваться в хрониках летоисчислений христианских стран, что продолжается и по сей день. В настоящее время считается, что 749 год — это наиболее оптимальная и исторически обоснованная дата рождения Иисуса Христа, которая согласуется как с Евангельским повествованием, так и с светскими источниками.
В Новом Завете мы находим увлекательную историю о рождении Иисуса Христа, которая стала основой одного из самых значимых праздников в христианском мире. Всё началось с того, что Деве Марии, в православной традиции отмечаемой 7 апреля как праздник Благовещения, явился архангел Гавриил. Он сообщил ей, что через девять месяцев она станет матерью младенца, которого следует назвать Иисусом. Гавриил предсказал, что этот ребёнок будет «великим и наречётся Сыном Всевышнего», а также получит престол Давида и будет царствовать вечно.
На момент этих событий Мария была обручена с Иосифом. Узнав о непорочном зачатии, он сначала решил отпустить её, но архангел Гавриил явился и ему во сне, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого».
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528 гг.) "Поклонение волхвов". Написана в 1504 для алтаря замковой церкви в Виттенберге
Через девять месяцев в Вифлееме, куда Мария и Иосиф прибыли по приказу царя Ирода для переписи населения, родился Иисус. Поскольку город был переполнен, молодожёны нашли приют в небольшой пещере, которую местные жители использовали как загон для скота. Именно там родился Спаситель, и его положили в ясли — кормушку для животных.
Согласно Новому Завету, в ту же ночь на небе зажглась новая звезда — Вифлеемская, или Звезда Волхвов. Мудрецы, заметив её сияние, отправились в путь, чтобы найти Иисуса и принести ему дары: ладан, смирну и золото.
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 – 1519 гг.) Набросок "Поклонение волхвов". Картина так и не была начата.
Однако долгое время Рождество не считалось важным праздником для христиан. Возможно, это связано с древней иудейской традицией, согласно которой дни рождения не отмечались. Ситуация изменилась во II веке, когда рождение Иисуса начали отмечать в день Богоявления, объединяя три значимых события: Рождество, Крещение и принесение даров волхвами.
Упоминания о Рождестве как отдельном празднике появились только спустя два века при папе Юлии. Поскольку точная дата рождения Иисуса оставалась неизвестной, была выбрана дата 25 декабря — она совпадала с древним языческим праздником зимнего солнцестояния и стала символом света и надежды в самые тёмные дни года.
Эггинк Иван Егорович (1784 – 1867 гг.) "Великий князь Владимир выбирает веру". Написана в 1822г.
Рождество как официальный праздник начало отмечаться на Руси вскоре после принятия христианства, то есть в конце X века. В «Повести временных лет» описан сложный процесс выбора веры. К князю Владимиру приезжают послы не только из Рима и Константинополя, но и волжские булгары, предлагающие принять ислам, а также хазарские иудеи. В итоге Владимир решает выбрать Константинополь, поддавшись убеждениям мудрого византийского философа, который прибыл в Киев.
Художник Владимир Васильевич Рябчиков
Изменения в традициях празднования начали появляться в конце XVII века, когда вертепный театр проник в Россию из западных стран. В этот день актеры ставили спектакли с использованием кукол, изображая библейские события, включая сцену рождения Иисуса. Со временем репертуар театра расширился, и в него вошли и другие истории из Нового Завета. Вертепный театр оставался популярным до Октябрьской революции 1917 года.
Василий Дмитриевич Поленов (1844 —1927 гг.) "Елка". Написана в 1921 г.
С течением времени к празднику стали добавляться новые элементы, такие как наряженная рождественская ёлка. Традиция украшать хвойные деревья в немецком стиле начала развиваться во второй половине XIX века, сначала среди знати в крупных городах, а затем и в сельской местности. В начале XX века появился прообраз современного Деда Мороза — Мороз Иванович, которого ставили под ёлку или вешали на неё. В то время этот персонаж ассоциировался исключительно с Рождеством.
Радимов Павел Александрович (1887–1967) «новый год в Абрамцево» Написана в 1945г.
Большевики рассматривали церковь как одного из своих противников и потенциальный оплот контрреволюции. В связи с этим, в начале 1920-х годов была развернута масштабная кампания против религиозных обычаев и праздников, включая Рождество. Основными силами в этой антирождественской кампании стали комсомол, средства массовой информации, местные партийные организации и Союз воинствующих безбожников. Тем не менее, до 1929 года Рождество всё ещё отмечалось как праздничный день. Позднее был введён официальный запрет на его празднование, включая ёлку и Деда Мороза. В постановлении СНК СССР от 24 сентября 1929 года говорилось: «В дни всех религиозных праздников работа производится на общих основаниях».
В 1930 году писатель Михаил Пришвин описал ситуацию:
«Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать, и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь».
С течением времени антирелигиозная кампания начала приносить свои плоды. Религиозные праздники, включая Рождество, утратили своё прежнее значение. Их продолжали отмечать, хотя это происходило уже гораздо скромнее.
Комсомольское рождество на Грузинской площади, 1923, госкаталог.рф, номер в госкаталоге: 5436296
Советское руководство решило, что для противодействия Рождеству необходимо создать свой собственный праздник. Так возникло «комсомольское Рождество». Эти антирелигиозные мероприятия проводились в школах, на предприятиях и даже в армии. Дома знаний украшали не традиционными ёлками, а пятиконечными звёздами и гирляндами из красных флажков. Порой партийные активисты устраивали демонстрации у церквей, высмеивая всё, что было связано с Рождеством и религией в целом. Особенно активно действовали представители Союза воинствующих безбожников, которые даже изготавливали чучела святых и издевались над ними.
Тем не менее, не всегда использовались агрессивные методы. Комсомольцы и безбожники вскоре пришли к выводу, что большего успеха можно добиться не прямыми атаками, а методичной просветительской работой. Накануне сочельника они начали организовывать встречи, на которых лекторы призывали отказаться от «пережитков прошлого», ставить ёлки и посещать церкви. Параллельно они «разоблачали» религию и священнослужителей, указывая на их эксплуататорскую природу и антинаучность.
Работа проводилась масштабная, но переубедить людей оказалось нелегко. Корней Чуковский в 1924 году отмечал:
«Единственная добывающая промышленность — ёлки. Ленинград завален ёлками, цена упала до 15 копеек. Я заметил, что покупают в основном маленькие ёлки — чтобы поставить на стол. Но „Красная Газета“ сообщает, что в этом году рождественские предрассудки почти исчезли. На базарах почти не осталось ёлок — количество бессознательных людей уменьшается».
Хоровод у елки в Колонном зале Дома Союзов, 1941, госкаталог.рф, номер в госкаталоге: 11494326
На высшем уровне было признано, что антирождественская кампания потерпела неудачу. Хотя часть советских граждан отказалась от старых традиций, повсеместного отрицания «пережитков» не произошло. Более того, народ реагировал на это так бурно и негативно, что в 1925 году кампанию свернули и начали действовать более мягко. Вскоре акцент в СССР сместился на празднование Нового года, и многие рождественские традиции перекочевали туда, включая украшенную ёлку и Деда Мороза.
В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон, восстанавливающий Рождество как нерабочий праздничный день. Таким образом, 7 января 1991 года в ещё советской России снова отметили этот праздник. В настоящее время Рождество входит в состав «новогодних каникул» и является нерабочим днём.
Когда снежные хлопья тихо опускаются на землю, а улицы наполняются мерцающими огнями, мир готовится к одному из самых волшебных праздников — Рождеству. Однако за привычными образами ёлок и подарков скрываются удивительные традиции, которые варьируются от страны к стране, каждая из которых привносит уникальный колорит в это время года. От загадочных существ, пугающих непослушных детей, до ярких уличных процессий и необычных символов — рождественские обычаи по всему миру отражают богатство культур и историй, которые делают этот праздник поистине универсальным и многогранным. Давайте отправимся в увлекательное путешествие по необычным рождественским традициям, которые поражают воображение и вдохновляют на новые открытия!
Каталония — это небольшая область, входящая в состав Испании, которая уже давно стремится к независимости и созданию собственного государства. Каталонцы не только борются за свою политическую автономию, но и имеют уникальные новогодние и рождественские традиции, отличающиеся от обычаев других европейских стран. За несколько дней до Рождества в этом регионе начинается ритуал под названием «caga tió», что в переводе с каталонского означает «очищение бревна».
Суть этого ритуала заключается в том, что в каждой семье из бревна создают забавное существо с лапками и милой мордочкой. Этот новый «питомец» становится желанным гостем в доме, и хозяева угощают его праздничными блюдами, конфетами и фруктами.
Однако радость этого необычного существа продлится недолго: в рождественскую ночь добрые хозяева начнут «лечить» бревно, то есть бить его всем, что попадется под руку. Сила ударов, как считается, влияет на счастье в наступающем году. Когда дети достаточно отшлепают Тио де Надаля, они снимают с него одеяло и находят под ним сладости и подарки!
Русские традиции празднования Рождества были полны разнообразных обрядов и ритуалов. В первую очередь, люди тщательно убирали свои дома, затем отправлялись в баню и надевали новую одежду, полагая, что это может положительно сказаться на будущем урожае. На завтрак старались избегать простой воды, так как считалось, что тот, кто выпьет её в рождественское утро, будет страдать от жажды всё лето. В этот день также не работали — плетение, шитьё и другие физические занятия были под запретом.
Константин Егорович Маковский (1839 — 1915 гг.) «Святочные гадания». Была написана не позднее 1980 г.
В рождественский сочельник стол сначала покрывали соломой, а затем накрывали скатертью. На соломе гадали: вытаскивая веточки, определяли, какой будет урожай — длинная сулила богатство, короткая предвещала беды. В этот вечер женщины обматывали ножки стола верёвкой, чтобы домашние животные не сбежали. Девушки также гадали на будущих женихов: одни бросали валенок, чтобы узнать, откуда придёт суженый, другие бросали снег против ветра — если он падал с шумом, муж будет привлекательным, а если беззвучно — старым или больным.
С наступлением Рождества женщины пекли калачи и фигурки из теста, чаще всего в виде домашних животных, которые служили праздничными угощениями для близких.
Константин Александрович Трутовский (1826-1893) «Колядки в Малороссии». Была написана не позднее 1864 г.
Одним из самых популярных рождественских обрядов было колядование. Накануне праздника и в Святки ряженые обходили дома, исполняя песни и колядки-пожелания в обмен на угощения. В деревнях также существовал обычай сжигания соломенного стога во дворе — семья молча наблюдала за огнём, полагая, что в этот момент к костру собираются души предков, которые помогают в будущем урожае.
В наши дни Рождество празднуется преимущественно в кругу семьи.
В Нидерландах перед Рождеством дети кладут записки с пожеланиями подарков в свои ботинки. Вместе с письмами они также оставляют сено и морковку, а некоторые заботливые ребята даже ставят рядом блюдечко с водой. Это делается для того, чтобы накормить Америго — белого коня Синтерклааса (Святого Николая).
Утром добрые и щедрые дети находят в своих обуви шоколадки, конфеты, печенье и подарки. А непослушные и капризные получают мешочки с солью, уголь или картошку. Однако в последнее время взрослые всё реже прибегают к таким наказаниям, и традиция постепенно становится исключительно радостной.
Согласно норвежскому фольклору, в канун Рождества злые духи и ведьмы поднимаются высоко в небо и устраивают там настоящие шалости. Чтобы предотвратить их выход в города и возможные проделки, жители Норвегии прячут мётлы, веники и швабры перед праздниками.
Рождество в Австралии — это удивительное летнее празднование, полное ярких традиций. В это время местные жители с радостью обмениваются подарками, распаковывая их как 25 декабря, так и на следующий день, который называется «День подарков».
Санта-Клаус здесь выглядит по-особенному: его часто изображают с серфинг-доской под мышкой. В некоторых уголках страны даже устраивают соревнования по серфингу, где участники щеголяют в рождественских костюмах, создавая незабываемую атмосферу праздника на волнах.
Рождество в Венесуэле отмечается 25 декабря, однако празднования начинаются за несколько недель до этой даты. В канун Рождества местные жители отправляются в церковь, но не на автомобилях, а на роликовых коньках.
Эта традиция настолько распространена, что в некоторых местах улицы города ограждают специально для конькобежцев.
Рождественский сезон в Гренландии начинается с первого дня Адвента, который выпадает на четвертое воскресенье перед Рождеством. Этот день имеет большое значение и отмечается как в церквях, так и в домах. Мужчины традиционно могут надевать белый анорак или тунику, а другие жители предпочитают носить различные элементы гренландской национальной одежды. А в каждой деревне устанавливается освещенная рождественская елка на холме, чтобы ее могли увидеть все.
На рождество дети, облаченные в традиционные гренландские костюмы, обходят дома с колядками, создавая поистине волшебную атмосферу. Стоит отметить, что в декабре в Гренландии очень мало дневного света — всего три-четыре часа. Несмотря на холод и темноту, этот период наполняется теплом и радостью праздника.
Рождество не является официальным праздником в Китае — в стране практически отсутствуют культурные связи с этим событием, корни которого уходят в христианство. Тем не менее, в последние годы интерес к Рождеству в Китае растет. Многие китайцы отмечают его как возможность собраться с близкими, украсить дома и обменяться подарками. В крупных городах можно увидеть рождественские огни и декорации, что создает атмосферу праздника, хотя и с местным колоритом.
За последнее десятилетие дарение яблок накануне Рождества стало настолько популярным в Китае, что цена на этот фрукт каждое 24 декабря значительно возрастает. Эта новая и немного загадочная традиция появилась как минимум десять лет назад. Но почему именно яблоки? Традиция основана на игре слов. В мандаринском языке «канун Рождества» переводится как Ping’anye (平安夜, вечер мира), что звучит похоже на китайское слово «яблоко» — pingguo (苹果). Китайцы пошли дальше и придумали специальное название для этих рождественских яблок: ping’anguo (平安果), что переводится как «яблоки мира».
В Австрии Святой Николай имеет зловещего соперника или спутника по имени Крампус — демоническое существо, задача которого заключается в наказании непослушных детей перед Рождеством.
Главным событием является (бег Крампуса) — захватывающий ночной парад, в котором участвуют устрашающе одетые фигуры Крампуса и эльфы Перхтен.
В канун Рождества незамужние чешские женщины становятся спиной к двери и бросают одну из своих туфель через плечо. Если туфля приземляется так, что носок указывает на дверь, это считается предзнаменованием скорой свадьбы в течение года.
История козы в Gävle (Евле – город в Швеции) началась в 1966 году, когда родилась идея создания огромной соломенной козы, которую установят на Площади Замка. Первого декабря 1966 на площади появилась коза высотой 13 метров, длиной 7 метров и весом в 3 тонны. С тех пор Gävle коза украшает Площадь Замка каждый год с первого адвента. Церемония открытия привлекает десятки тысяч жителей и гостей города, а за этой популярной соломенной козой можно следить через веб-камеру и в социальных сетях с момента её сборки до демонтажа.
Однако кто-то всегда пытается её сжечь, поэтому люди делают ставки на то, доживёт ли она до Рождества или нет.
Рождество во всех уголках мира ассоциируется с традицией наряжать ёлки яркими игрушками и сверкающими гирляндами. Однако на греческих островах и в прибрежных регионах существует уникальный обычай — украшать не вечнозелёную ёлку, а лодку. Несмотря на то что сегодня почти в каждом греческом доме можно увидеть рождественскую ёлку, в некоторых городах и общественных местах по-прежнему можно встретить наряженные лодки, соседствующие с ёлками. Традиция «караваки», что в переводе с греческого означает «маленькая лодка», прочно укоренилась в культуре страны, где море играет важную роль.
Греческие острова часто представляют собой сухие, малоплодородные земли, где растут лишь низкие колючие кустарники или одинокие оливковые деревья. Поэтому для местных жителей было бы более естественно украшать то, что им знакомо и близко — лодки. Эта традиция особенно актуальна в честь праздника Святого Николая.
В каждом уголке мира Рождество наполняет сердца людей теплом, радостью и надеждой. Независимо от традиций, будь то наряженная ёлка в России, лодка на греческом побережье или праздничный рынок в Германии, это время объединяет нас, напоминая о важности семьи, дружбы и доброты. Пусть волшебство Рождества вдохновляет нас на добрые дела и согревает души, а разнообразие наших обычаев лишь обогащает общий дух праздника. Желаем всем светлых и счастливых праздников, наполненных любовью и счастьем!